Пятница, 26.04.2024, 15:49

Сайт для учителей технологии, ИЗО и музыки

Категории раздела
Разработки уроков [4]
В категории представлены разработки уроков
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разработки уроков

6 класс "Построение пространства в пейзаже. Воздушная перспектива" Автор: Козицина Т.И.
ТОПЧИХИНСКИЙ РАЙОН

ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

По программе Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема: «Построение пространства в пейзаже.

Воздушная перспектива»

Учитель: Козицина Татьяна Ивановна.

Класс: 6

С.Покровка 2009г.

Тема: Построение пространства в пейзаже. Воздушная перспектива.


Цель: Познакомить учащихся с возможностями передачи пространства в пейзаже, расширить и обобщить знания в области воздушной перспективы, сформировать навыки в передаче образа пейзажа. Повторить и закрепить изученный материал. Учить понимать и видеть красоту природы. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.


Ход урока:


1.Организационный момент. Проверка готовности к уроку учащихся.


2. Повторение изученного материала, подготовка к изучению нового.
Вспомним весёлую историю, написанную детским поэтом Маршаком.


«Дама сдавала в багаж,


Диван, чемодан, саквояж,


Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».
Собачка сбежала. При получении багажа хозяйке вручили другую собачку большого размера, сказали при этом,


«За время пути собачка заметно могла подрасти».


Вот и вы, ребята, занимаясь в школе, находитесь в пути по стране знаний, складывая свои знания в багаж. Давайте сейчас проверим, а знания ваши за время в пути смогли подрасти?


Ваш багаж знаний поможет нам сегодня изучить новую тему и написать свою собственную картину. Каждый, ответивший правильно, получит приз картинку. ( на правильный ответ ученик получает картинку с изображением элементов живой и неживой природы, предметные. Наиболее активные и правильные ответы соответственно оцениваются. Картинки, дети откладывают на уголок парты. Они нужны для закрепления темы урока.)


Мы повторим темы прошлых уроков.


1.Как называется вид изобразительного искусства, где мастер свои произведения выполняет из глины, высекает из камня, вырезает из дерева?


2. Что называется рельефом?


3.Чем отличается барельеф от горельефа?


4.Что является главной темой в скульптуре?


5.Назовите, основные средства выразительности скульптуры? (объём, пластика, фактура, пропорции).


6.Назовите скульптора ,автора статуи «Дискобол»?


7.Какие материалы используют художники графики?


8.Как называется оттиск с гравюрной доски?


9.Назовите виды графики, какие вы знаете?


10.Что значит слово «монотипия»?


Вспомните и назовите известные вам законы линейной перспективы.


11.Что такое перспектива?


12.Что происходит с предметами, который удаляется дальше от нас?


13.Что происходит с параллельными линиями, которые удаляются к линии горизонта? (приведите примеры).


14.Как изображаются вертикальные линии?


15.Продолжите фразу следующего закона: «линии, параллельные горизонту….»? (приведите примеры)


Багаж знаний у вас заметно подрос, и вы сами в этом убедились. (устные ответы учащихся оцениваются)


А сейчас мы отправимся в дальнейший путь в страну знаний увеличивать свой багаж. В тетрадь записываем тему урока.


Тема: «Построение пространства в пейзаже.  


Законы воздушной перспективы».


Основные законы линейной перспективы мы уже знаем. А сегодня на уроке наша цель: узнать законы воздушной перспективы и используя их построить пространство в пейзаже.


Строить пространство в пейзаже мы уже учились, используя линейную перспективу. Мы знаем, что важно определить положение линии горизонта на листе бумаги. Сегодня мы попробуем создать композицию-пейзаж «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти».


Откроем альбом, определим и проведём линию горизонта. Подберите нужные вам цвета, горизонтальными, широкими мазками, делая растяжку тона, заполните цветом небо и землю.


(Ученики работают в альбоме, а в этот момент на доску вывешиваются картины И. И. Шишкина.)


Сообщение нового материала:


Чтобы пейзаж на листе бумаги не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух, используют закон воздушной перспективы.


Запись в тетрадь:


«Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства».


Давайте последовательно разберемся в ее законах на примере работ художника Шишкина.


Воздух – прозрачная среда. Но прозрачность его постоянно меняется из - за мельчайших частиц пыли и влаги, в нем содержащихся. Обволакивая предмет, воздух меняет его внешний вид.


Шишкин в рисунке «Дубы» изображает старый дуб. Его кора испещрена глубокими трещинами, ветви широко раскинутые, закрыли небо на коре, ветвях и листьях играют мелкие пятна света и тени, дробя и оживляя их.


Поодаль художник изображает группу деревьев. Он очерчивает всю из массу и закрывает темно – зеленым тоном. Не видно деталей, все дается цельно, большими пятнами.


Еще обобщеннее показывают самые дальние деревья, слившиеся в одну зелено – серую полосу.


Если в средней группе деревьев светом и тенью выявлены самые крупные ветви, то здесь мы не видим ни стволов, ни ветвей, ни, тем более листьев. Вся глубина пространства разделилась на три плана – ближний, средние и дальний.


Из сказанного можно вывести первый закон воздушной перспективы. (на листе отпечатанный закон помещается рядом с картиной).


Первый закон: Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщено; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.


В другом рисунке «Опушка лиственного леса» Шишкин изображает лиственный лес, перед ним опушку с разными цветами. Художник тщательно прослеживает, как по мере удаления теряется четкость контуров травы, кустов.


Из этих наблюдений можно вывести второй закон.


Второй закон: Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удаленных – мягче.


Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Если сравнить освещенные солнцем камни первого плана с деревьями на дальнем плане, в картине Шишкина «Лесные дали» можно заметить, как велика разница в их яркости. Цвета дальнего леса точно померкли, потемнели из- за мутной толщи воздуха. Темные или затемненные части, напротив на большом расстоянии светлеют. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь замутненные воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. Образуется светлая завеса, которая прикрывая темные предметы и тени, делает их светлее. Из этих наблюдений можно вывести третий закон.


Третий закон: Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.


В картине Шишкина «Перед грозой» мы видим, как солнечный свет, выделяет каждую травинку, цветочек и вызывает густые темные тени, падающие от высоких деревьев. Здесь возникает светотень контраста светлого и темного, но на большом расстоянии контрастность между светом и тенью исчезает. Освещенные поверхности по яркости становятся близкими затененными, что делает дали почти одинаково серыми. На этом примере мы видим четвертый закон.


Четвертый закон: Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние – плоско.


Как бы чист и прозрачен не был воздух, он содержит мутные частицы. Они изменяют не только яркость, но и цвет удаленных поверхностей.


При малой концентрации частиц дымка придает удаленным предметам фиолетовый оттенок.


С увеличением толщи воздуха и частиц, в нем содержащихся, в воздухе происходит рассеивание не только фиолетовых, но и других лучей – синих и голубых.


Воздушная синяя и голубая дымка окутывая дальние предметы, придает им синие и голубые оттенки. Это изменение цвета предметов по мере их удаления от наблюдателя наглядно выражено в картине Шишкина «Лесные дали», Где пространство как бы делится на несколько цветовых зон.


На первом плане ярко – зеленая группа деревьев; на втором такие же деревья кажутся менее зелеными; на третьем – синими, на дальних планах – голубыми разной насыщенности.


Шишкин в картине «Дождь в дубовом лесу» передает состояние природы, когда воздух, насыщенный капельками воды, становится непроницаемым, а дали – белесыми и расплывчатыми. Наблюдения этих явлений позволяют сформулировать пятый закон воздушной перспективы.


Пятый закон: Все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубой или беловатый, для передачи пространства надо ближние предметы изображать ярко окрашенными, а удаленные – бледными.


Рассмотрим еще картину Шишкина «Уголок заброшенного сада». Мы увидим что изображение ближних предметов осуществляется богатством оттенков, а дальних предметов – скудной цветовой гаммой.


Так в траве на первом плане мы видим различные оттенки зеленого желтоватые в освещенных местах листья и бело – желтые соцветия.


Посмотрим теперь живописное состояние удаленных предметов. Художник использует всего лишь два – три оттенка зеленого цвета для обобщенного изображения травы и кроны деревьев.


Это особенность нашего видения формулируется в шестой закон воздушной перспективы.


Шестой закон: Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными; для передачи пространства ближние предметы надо изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.


Зная и применяя перечисленные законы перспективы, вы сможете грамотно и эмоционально передать пространство пейзажа.

Закрепление знаний

Перечислите законы воздушной перспективы, рассмотренные на уроке ( на доску вывешиваю лист бумаги формата А-3, имитирующий пространство, небо и землю.


Зная законы линейной и воздушной перспективы из картинок-призов мы сейчас составим свой пейзаж. Приклейте свои картинки на листе, соблюдая законы перспективы. ( Учащиеся составляют пейзаж).


Практическая работа.


Выполнение композиции на тему: «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти», «Пейзаж, который хотел бы видеть вокруг себя».


Материалы: акварель, гуашь, бумага, кисти, салфетки.


Для эмоционального настроя учащихся звучит музыка Чайковского «Времена года».


Анализ работы:


Учащиеся вывешивают работы на доске. Один из желающих анализирует.


Итог урока:


Зрительный ряд: И. И. Шишкин. «Дубы», «Перед грозой», «Лесные дали», «Уголок заброшенного сада», «Опушка лиственного леса», «Дождь в дубовом лесу».


Оборудование; набор картинок-элементов пейзажа, бумага формат А-3, клей, таблицы с законами воздушной перспективы.


Список литературы:


1. Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А. Степанчук и др. – Волгоград: Учитель, 2009.-271.:ил.


2. Художники пейзажисты. Энциклопедия живописи для детей. Белый город, Москва, 2008


3. Изобразительное искусство: Предметная неделя в школе/ И 38 сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 185 с. : ил.


Категория: Разработки уроков | Добавил: Татьяна (24.11.2010)
Просмотров: 10882 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 1
1 Sergnic  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/metallicheskie-fermy-na-zakaz/>изготовление воронки из нержавеющей стали</a>

Имя *:
Email *:
Код *: