Тема четверти: «Изобразительное искусство и архитектура в жизни людей». Тема урока «Русская скульптура» Вид деятельности: лекция с элементами беседы, работа в тетрадях по изо, просмотр слайдов мультимедийного фильма, просмотр зрительных материалов. Тип урока: урок –беседа с мультимедийной поддержкой. Цель: создать условия для восприятия и понимания красоты русской скульптуры. Задачи: · познакомить учащихся со скульптурой как видом изобразительного искусства; · приобщать к культурному наследию прошлого; · способствовать воспитанию интеллектуальной и духовно богатой развитой личности; · обогащать словарный запас учащихся; · способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся; · сберегать здоровье детей путем создания атмосферы психологического комфорта; · воспитывать патриотизм и гордость за достижения своего народа. Применение инновационных методов: · технология «Дебаты» · здоровьесберегающие технологии; · технология саморазвития личности Ухтомского-Селевко; · информационно-коммуникационные технологии; · развитие исследовательских навыков; Оборудование: Для учителя: мультимедиапроектор, диск «МХК». Для учащихся: тетради по изо, фотографии, иллюстрации, поделки из пластилина. Зрительный ряд: Э. М. Фальконе «Памятник Петру 1», А. М. Опекушин «Памятник А. М. Пушкину в Москве», скульптура малых форм. Содержание урока: I. Организация класса. Проверка готовности к уроку. II. Ориентировочно-мотивационный этап. · Целеполагание – учитель совместно с детьми планирует урок, делая кратко запись на доске. 1. Беседа «Скульптура- вид изобразительного искусства». 2. Выступление-сообщение по теме «Скульптура малых форм». 3. «Русская скульптура» просмотр репродукций и слайдов фильма. 4. Творческое задание – выступление и запись к следующему уроку. 5. Итог урока. III. Ориентировочно-поисковый этап. Учитель: Начнем работу по совместно составленному плану. 1. Вводная беседа о скульптуре, показ слайдов. Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из видов искусства. Скульптура-вид изобразительного искусства, произведения которого имеют материальный трехмерный объем. Сами эти произведения также называются скульптурой. (Статуи, бюсты, рельеф) 2. Выступление – сообщение учащегося по теме «Скульптура малых форм».(слайды подготовлены учителем) Скульптура малых форм – небольшие фигурки, статуэтки, настольные портреты, бюсты, изображения животных и сувенирные модели известных памятников. 3. Показ репродукций из мультимедийного фильма «Скульптура» с комментарием учителя. Учитель: Выдающимся мастером русской скульптуры был Опекушин А. М. Его скульптура «Памятник А. С. Пушкину в Москве» известна и величава. Время создания 1872-1880г.г. Страна Россия. Место нахождения - Россия, Москва. В 1873 году Московское Общество поощрения художников объявило открытый конкурс на проект памятника Пушкину. Из представленных 15 вариантов 5 получили поощрительные премии, но первой не был удостоин никто. На втором конкурсе в 1874 году из 19 моделей 6 принадлежало Опекушину. Первые 2 премии были присуждены его работам. Одну из них (№11) жюри рекомендовало к окончательной разработке. Но скульптор выбрал вторую (№7), раскрывающую образ поэта в момент вдохновения. В 1875году был объявлен заключительный конкурс, в котором приняли участие авторы работ, ранее признанные лучшими. В результате победила модель Опекушина №7. Автору было поручено исполнить работу. По модели №7 воздвигнут памятник в Москве (1880г.), по модели№11, получившей первую премию на конкурсе 1874 года - в Петербурге(1884). Автор скульптуры «Статуя Петра Великого»- Фальконе Э.М. Время создания-1766-1782г.г. Страна-Россия. Место нахождения - Россия, Петербург, площадь декабристов. Бронза. Статуя была задумана еще в 1717 году, но в Россию Фальконе приехал по приглашению Екатерины 2 в 1766г. Окончательно проект был утвержден только после многочисленной дискуссии. Все предложения касались так или иначе вздыбленной лошади. Модель была представлена в 1770 году. Однако бронзовую скульптуру смогли отлить только через восемь лет после множества попыток. Скульптура повторила форму «правитель на вершине славы». Поднятая в защищающем жесте рука призвана символизировать царя не только как воина, но и как мудрого правителя. Раздавленная подковой коня змея-символ зависти, а вздымающаяся скала- трудности. После просмотра учащиеся записывают в тетрадь фамилии скульпторов и их работы. 4.Работа над творческим заданием – учащиеся рассказывают о памятниках на селе. (Собранный материал желательно оформить в альбом) Учитель: в нашем селе немало старинных построек. Соберите материал о любом старинном здании, поговорив с родителями, соседями, обратившись в библиотеку (когда построено, для каких целей и т. д.), если есть фотографии, вырезки из газет, принесите и подготовьте краткое сообщение. (Задание кратко записано на доске, дети слушают пояснение учителя, делая пометки) 4.Обобщение и систематизация знаний. - с каким видом искусства мы сегодня знакомились? -какие еще знаете виды искусства? -на какие два вида делиться скульптура? -какого жанра бывают произведения скульптуры? -назовите предметы, относящиеся к скульптуре малых форм? 6. Рефлексивный момент. - итог урока - высказываются дети по плану, что получилось, над чем надо работать. - выставление оценок.
|